Sony Vegas Pro 10: новые возможности

Вступление


Пакет для нелинейной обработки видео Sony Vegas Pro в основном вызывает противоречивые эмоции. За всю историю его развития мы, с одной стороны, постоянно наблюдаем различные пробелы и недоработки, отсутствие некоторых функциональных возможностей, очевидный уклон в приоритетную поддержку видеоаппаратуры от Sony, и т.д. С другой - нельзя не отметить вполне удобный интерфейс, сравнительно широкие возможности редактирования (доступ к которым, правда, не всегда очевиден даже для продвинутых пользователей).

На вкус и на цвет - товарищей, как известно, нет. Пакет Vegas Pro может похвастаться как заметным числом приверженцев (которым вполне объективно есть, за что оставаться ему лояльными), так и критиков, не менее аргументированно перечисляющих его минусы. Моё личное мнение таково: Sony Vegas Pro - это инструмент, наличие которого под рукой позволяет решать широкий круг задач, связанных с обработкой видео. Пользоваться им или нет - решает каждый сам для себя, после личного знакомства. Это не любительское приложение для энтузиастов по цене "до 100 долларов за коробку", это программа, которая от версии к версии неустанно продолжает пытаться удовлетворить нужды профессионалов. И судя по рецензиям, обсуждениям в профильных форумах - в ряде областей ей это действительно удаётся.

Время идёт, в пакете, как уже было сказано выше, появляются определённые нововведения, и в данной статье я хотел бы познакомить вас с функционалом Sony Vegas Pro 10, на который нас призывают обратить внимание сами разработчики. Тем, кто не знаком с данным пакетом видеообработки, эта статья поможет примерно оценить его уровень и, возможно, вызовет желание попробовать всё это в действии. Надеюсь, вы найдёте публикуемый материал полезным для себя - ведь количество видеокамер на руках у населения неуклонно растёт, и кто знает, возможно, вчерашний любитель-энтузиаст поймает вдохновение, "закопается" в многостраничные руководства, и приятно удивит родных и близких результатом своих изысканий в области видеомонтажа...

Audio Event FX


С добавлением различных фильтров (эффектов) к фрагментам видеоклипа в Sony Vegas Pro все мы прекрасно знакомы. Если же говорить о применении фильтров к фрагментам звуковых дорожек, то и с этим аспектом в Sony Vegas Pro 10 дела обстоят весьма неплохо.

У звуковой дорожки, как видно на нижеприведённом скриншоте, имеется кнопка Event FX.


Нажмите её, и на экране появится окно с выбором фильтров. Вы можете просматривать их и добавлять к искомому звуковому фрагменту проекта.


После этого эффект будет добавлен, и вы увидите его в верхней части окна.


Добавляя другие фильтры, вы можете выстраивать "цепочку" эффектов, с возможностью её редактирования. Нажав кнопку ОК, вы переходите к настройкам фильтра.


Изменения применяются сразу же, так что вы можете прослушивать получающийся результат и вносить дополнительные коррективы в настройки фильтра.

Важный момент: Если вы решите отказаться от применения фильтра, то я бы рекомендовал вам не торопиться удалять его из цепочки - для начала просто отключите производимый им эффект, сняв галочку из checkbox'а:


Возможно, после экспериментов с различными фильтрами, вы ещё вернётесь к самому первому варианту звучания. Для удаления эффекта используйте кнопку Remove Selected Plug-in из окна настроек Event FX.



Заголовки (Header) звуковых дорожек


В работе с заголовками звуковых дорожек произведены улучшения, призванные упростить и облегчить процесс микширования. В заголовке каждой из звуковых дорожек появился пиковый индикатор выходного сигнала.


Это позволяет удобно следить за превышением пиковых значений звукового сигнала каждой дорожки. Если вы вдруг увидите "срезание" пиков аудио сигнала в секции управления уровнем выходного сигнала (Master Bus), то в процессе выяснения причин сможете быстро отследить вызывающую проблему звуковую дорожку благодаря "персональным" индикаторам. В общем случае для решения проблемы можно внести коррективы регулятором уровня выходного сигнала звуковой дорожки.


Если кликнуть правой кнопкой мыши на пиковый индикатор в заголовке звуковой дорожки, то появится контекстное меню, позволяющее вам, например, отключить отображение индикатора или же расположить его не вертикально, а горизонтально.

Ещё один интересный момент. Регулятор панорамирования (Pan) теперь выполняет только свою непосредственную функцию, а при добавлении новых шин Sony Vegas Pro 10 также добавляет в заголовке звуковой дорожки новый многоцелевой регулятор. Если, например, добавить в проект шины "A" и "B", и потом выбрать в заголовке звуковой дорожки шину "B" (рядом с добавившимся новым регулятором уровня сигнала)...


...то теперь регулятор управляет громкостью выходного сигнала этой дорожки на шине "B". Вы можете использовать этот слайдер для управления уровнем выходного сигнала дорожки на любых других дополнительных шинах.

Улучшения в Closed Captioning


Важное замечание: В подавляющем большинстве стран мира термины "captions" и "subtitles" имеют одинаковое значение. Однако в США и Канаде термином "subtitles" обозначают тот текст на экране, который появляется при переводе диалогов на иностранном языке или расшифровке вывесок и плакатов в зарубежных кинолентах, или же когда кто-то еле слышно шепчет - в общем, вспомогательный текст для тех, у кого нет проблем со слухом. А вот термином "captions" в Северной Америке обозначают полное дублирование звуковой дорожки в текстовом виде, выводимое на экран специально для слабослышащих людей.

Итак, Closed Captions - это кодированные титры (обычно ими пользуются люди с ослабленным слухом). В Sony Vegas Pro 10 появились улучшения в работе с таким содержимым. Изначально в предыдущей версии пакета была введена возможность импортировать, редактировать и экспортировать титры в формате CEA-608, с поддержкой контейнера MXF XDCAM HD и отдельных титров в формате SCC.

В пакете Sony Vegas Pro 10 появилась возможность работы с титрами формата CEA-708 и рядом других.

Вы можете импортировать информацию о титрах в вашу область монтажа и согласовывать её с видеоматериалом вашего проекта.

Поддерживаемые форматы кодированных титров в Sony Vegas Pro 10:

.SCC (Scenarist Closed Captioning)
.RT (Real Player Captioning)
.SRT (SubRip Subtitles)
.SMI (Windows Media Player)
.TXT (Transcript или QuickTime Captioning)
.MCC (CPC MacCaption)
.SUB (DVD Architect Subtitle)

Пакет Sony Vegas Pro 10 умеет считывать кодированные титры из некоторых типов файлов. Например, если вы посредством оборудования XDCAM HD или XDCAM HD422 сохранили сигнал HD-SDI с кодированными титрами на диск, то в дальнейшем при открытии этого файла указанные титры корректно распознаются пакетом Sony Vegas Pro 10. Также поддерживается работа с титрами Line 21 (относятся к системе NTSC).

В качестве примера открыт MXF-файл, в котором корректно распознаны встроенные кодированные титры - они отображаются в качестве оранжевых меток.


Пакет также создаёт в том же каталоге файл формата .SCC - чтобы в дальнейшем работать именно с ним (а не заново сканировать и извлекать титры, что может занимать достаточное количество времени).

В дальнейшем вы можете разбивать, удалять, обрезать, перемещать фрагмент с встроенными кодированными титрами - беспокоиться о рассинхронизации вам не придётся. В конце редактирования вы можете превратить метки Closed Captioning в метки комментирования проекта (Project comment markers), содержащие информацию о титрах (в частности, их позиционирование во фрагменте) - для внесения различных изменений. Для этого выделите в области монтажа все ваши фрагменты с интегрированными кодированными титрами и выберите пункт меню Tools -> Scripting -> Promote Media Closed Captioning. После этого вы увидите в области монтажа появившиеся синие метки комментирования проекта.


Важное замечание: после того, как вы конвертировали метки Closed Captioning в метки Project comment markers, дальнейшее редактирование фрагмента (смещение, обрезка, и т.д.) уже может привести к тому, что титры "уплывут" и произойдёт рассинхронизация. Впрочем, эта проблема не является не решаемой. Например, вы решили вставить новый эпизод в середине видеоклипа. После завершения редактирования фрагмента - кликайте, удерживая Ctrl, на необходимые синие метки комментирования проекта - и "перетаскивайте" маркеры (которые сохранят расстояние между собой) за первую метку, сопоставляя её с первой оранжевой меткой Closed Captioning.


Если же после многих редактирований ваши метки "разбежались" кто куда, то есть смысл удалить текущие метки Project comment markers (щелчок правой кнопки мыши на панели маркеров и выбор пункта Delete All), и заново вывести их в соответствии с титрами Closed Captioning посредством всё той же команды Tools -> Scripting -> Promote Media Closed Captioning.

Для того чтобы видеть титры Closed Captioning в окне предварительного просмотра - в свойствах кнопки Overlays выберите Closed Captioning Primary (CC1) и, естественно, не забудьте затем нажать саму кнопку Overlays.


Если вы привыкли работать в окне подстройки (Trimmer), то кодированные титры там также выводятся как наложение (overlay).

Как только вы с помощью скрипта Promote Media Closed Captioning вывели в область монтажа метки Closed Captioning, вы можете начинать их редактирование - перемещение, удаление, изменение содержимого. Также вы можете добавлять новые метки и добавлять в них содержимое титров. Есть, правда, одно важное замечание: не стоит располагать метки титров близко к началу видеоклипа или располагать их рядом друг с другом. Особенно, если на метку "подвешен" объёмный текст субтитров - это может приводить к небольшому запаздыванию появления титров на экране относительно заданной метки.

Для того чтобы отредактировать содержимое титров, щёлкните правой кнопкой мыши на соответствующей синей метке и выберите пункт Edit. Перед вами откроется окошко редактирования.


В окне Command указана используемая система команд, где индекс СС1 обычно указывает на встроенные титры для родного языка вещания (основной звуковой дорожки). Для титров на втором (дополнительном) языке обычно используется индекс СС3.
В поле Parameter указано содержимое титра, а в поле Comment он приведён вместе с тэгами форматирования языка разметки (полный их список доступен в исчерпывающем руководстве к приложению). Вы можете изменять и тэги, и само содержимое титров.
В поле Position обозначено расположение метки. Вы можете указать новое значение, и метка изменит своё местоположение в фрагменте.

Вы можете использовать максимум 32 символа в одной строке, если же на данную метку приходится больше символов - Sony Vegas Pro автоматически вставит разрыв и начнёт следующую строку. Если вы захотите сами сделать перевод на следующую строку - используйте в поле Comment тэг "[br]".

Вы можете вставлять в титры специальные знаки из набора Таблицы символов Windows (Пуск -> Программы -> Стандартные -> Служебные -> Таблица символов).

В общем случае при редактировании вы можете просто изменять содержимое титров в поле Comment, не заботясь о тэгах разметки - пакет Sony Vegas Pro автоматически добавит используемые по умолчанию команды форматирования.

Для добавления нового титра переместите курсор на нужную позицию в области монтажа и выберите пункт меню Insert -> Command (или нажмите "горячую" клавишу "C"). Впишите содержимое титров, а нужные тэги Sony Vegas Pro добавит за вас.

При желании вы можете изучить приложенную к пакету обработки видео документацию по используемым тэгам Closed Captioning, которая позволит вам настраивать внешний вид кодированных титров на ваш вкус (изменять цвет шрифта, использовать подчёркивание, мерцание текста и т.п.). Также вы можете использовать специальные команды. Например, иногда в клипе необходимо удалить с экрана последние титры - до появления следующего эпизода. Для этого используется команда "{EDM}", вставляемая в нужном месте внутри обычной метки, предназначенной для вывода обычных титров.

Дополнительное удобство при работе с титрами при интенсивном редактировании вам может предоставить окно Edit Details (которое включается в меню View). Для отображения событий, связанных с титрами, выберите в ниспадающем меню окна Edit Details (расположенном в левом верхнем углу) пункт Commands.


Также вы сможете подгонять титры к событиям клипа "на лету" - кликните на первую строку субтитров в окне Edit Details, переместите курсор в область монтажа, начинайте воспроизведение и в нужный момент нажимайте комбинацию клавиш "Ctrl + K" - очередной маркер с титрами будет переноситься на текущую позицию курсора.

Вы можете легко добавлять свои титры, используя, например, обычный текстовый редактор вроде Notepad, сохраняющий файлы в формат TXT (впрочем, настоятельно рекомендуется использовать более продвинутый редактор, обладающий встроенным средством проверки орфографии). Наберите строки титров (каждая новая запись - с новой строки), сохраните TXT-файл, а затем выберите пункт меню File -> Import -> Closed Captioning, выберите в ниспадающем списке файлов категорию "Transcript or QuickTime Captioning *.txt" и добавляйте свой файл.
После этого вам останется проделать уже известные манипуляции: открыть для просмотра окно Edit Details, перевести в нём курсор на строку первого из новых титров, перейти в область монтажа, начать воспроизведение фрагмента и нажимать комбинацию "Ctrl + K" для привязки очередной строки титров к текущей позиции курсора.

Когда редактирование окончено, вы, естественно, захотите сохранить полученный материал, и Sony Vegas Pro предоставит вам различные возможности экспорта. Если вы предпочитаете контейнер .MXF, характерный для продуктовой линейки XDCAM от Sony, то после выбора пункта "Render As" в открывшемся диалоговом окне проследите за наличием галочки напротив опции "Save project markers in media file".


После оформления исходного файла со встроенными титрами в том же каталоге появится ещё и отдельный файл формата .SCC (Scenarist Closed Captioning). Если же вы сохраняете материал в другой формат, то и в этом случае Vegas Pro создаст отдельный файл формата .SCC.

Вы спросите - а что делать с этим файлом в формате .SCC, если хочется просто воспроизвести видео в проигрывателе, который не поддерживает такие субтитры? И будете абсолютно правы! Для экспорта титров в другие форматы воспользуйтесь пунктом меню Tools -> Scripting -> Export Closed Captioning for ...


Вы можете, к примеру, выбрать формат .SMI, прекрасно поддерживаемый проигрывателем Windows Media Player.

Улучшения в Device Explorer


В Sony Vegas Pro 10 появилась парочка приятных улучшений в компоненте Device Explorer. В правой панели вы можете кликнуть правой кнопкой мыши и кликнуть на пункте Browse, выбрав устройство или хранилище с отснятым материалом (SxS карты, встроенные в камеры жёсткие диски и т.д.). Нажав на кнопку Device Properties - вы вызовете соответствующее диалоговое окно, в котором можно выбрать целевой каталог для сохранения захваченного материала.


Кроме того, прямо из окна Device Explorer вы можете "перетаскивать" мышкой видеоматериалы в область монтажа или же в окно подстройки (Trimmer). Вы также сможете напрямую перетаскивать материалы из окна Device Explorer в окно материалов проекта (Project Media), не затрагивая при этом область монтажа и окно подстройки, что весьма удобно.

Входные шины и рендеринг в режиме реального времени


В новой версии произведены определённые улучшения, призванные расширить возможности работы со звуковым сигналом на этапе его захвата. Например, подключить к процессу имеющееся у вас внешнее оборудование - ревербератор, компрессор и т.п.

Вы наверняка уже знаете, что при необходимости сосредоточиться на наложении звуковых эффектов и сведении аудио сигнала, в Vegas Pro вы можете переключиться на вариант интерфейса под названием Audio Mixing (который доступен посредством пункта меню View -> Window Layout).


Суть одного из предлагаемых подходов такова: вы передаёте сигнал сначала на специально созданную входную шину (Input Bus), где накладываете на него эффект (например, реверберацию) и затем уже захватываете сигнал вместе с наложенным эффектом. Если вы уверены, что вам нужен только определённый эффект (и не собираетесь ничего менять в дальнейшем), то такой подход сэкономит вычислительные мощности при работе над проектом (когда вы "навешиваете" на звуковую дорожку дополнительные эффекты, постоянно обсчитываемые при воспроизведении материала - до того, как будет выполнен окончательный рендеринг).

Добавляемая входная шина (Input Bus) имеет вход и выход - сконфигурировать их вы можете посредством двух кнопок (по умолчанию на них указан статус "Off"). Естественно, ваши возможности зависят от имеющегося у вас оборудования и установленных драйверов.


Вы можете передавать сигнал с входной шины в канал своей звуковой дорожки. Кроме того, определённую гибкость в работу привносит возможность прослушивания во время записи или окончательного сигнала звуковой дорожки (с наложенными эффектами), или же сигнала с входной шины, без эффектов. При этом вы можете добавлять имеющиеся в наборах Vegas Pro эффекты прямо на входную шину (о чём уже упоминалось выше).


Следует ещё раз повториться: здесь речь идёт лишь о некоем дополнительном сценарии вашей работы со звуком, поскольку многие пользователи предпочтут продолжать работать по накатанной схеме с наложением эффектов на исходную звуковую дорожку.

Есть ещё один интересный вариант использования входных шин: вы можете к имеющейся исходной звуковой дорожке добавлять эффекты из арсенала вашего оборудования (а не эффекты из состава Vegas Pro). Эту возможность наверняка оценят владельцы различных аппаратных компрессоров, ревербераторов и т.п. устройств, с которыми многие звукоинженеры работают годами и в настройках которых они уже давно и превосходно разобрались. Фактически, мы сейчас говорим о дополнительных возможностях, используемых при выстраивании цепочки, через которую проходит обрабатываемый звуковой сигнал - осуществляя различные манипуляции путём соединения входов и выходов различных шин в Vegas Pro.
К примеру, вы можете организовать перенаправление сигнала с вашего микрофона в наушники исполнителя, находящегося в изолированной студии за стенкой. Таких частных примеров можно привести предостаточно. Без сомнения, то же можно реализовать исключительно с помощью аппаратной конфигурации, так что ничего уникального здесь нет - речь идёт лишь о привнесении дополнительной гибкости в вашу работу.

Те, кто внимательно прочитали вышеприведённые сентенции, зададутся справедливым вопросом - ну хорошо, я добавил исходный трек, с помощью манипуляций с входными шинами "подцепил" своё оборудование (тот же ревербератор), при воспроизведении материала в монтажной области радуюсь появившемуся эффекту, накладываемому моей аппаратурой на исходную дорожку... Вот только зачем мне всё это, если я не могу сохранить полученный результат средствами Vegas Pro, чтобы дальше использовать в своём проекте?

Вот тут на сцену как раз и выходит новая функция Vegas Pro 10 под названием Real-Time Render (рендеринг в режиме реального времени). Она доступна в пункте меню File.


Когда вы настроили своё внешнее оборудование, накладывающее эффект на воспроизводимый трек в области монтажа, жмите указанный пункт меню и Vegas Pro выдаст диалоговое окно сохранения WAV-файла. Выбирайте нужный каталог, жмите Save, и пакет начнёт автоматическую запись в этот файл исходного трека со всеми эффектами текущей цепочки звукового сигнала! По завершении исходного трека запись автоматически останавливается, и вы можете начинать работу с полученным файлом. Реализация не такая уж очевидная, но зато это - есть, и это - работает...

Комбинация клавиш для перевода курсора редактирования


Небольшое, но, в принципе, достаточно удобное нововведение. Обычно, когда вы жмёте кнопку Play, отображение материала начинается с места текущего расположения курсора редактирования в области монтажа (его можно переводить мышью или курсорными клавишами), и после остановки кнопкой Stop курсор воспроизведения возвращается на место курсора редактирования.

Разработчики Vegas Pro 10 решили ввести в строй новую комбинацию клавиш - Alt + "down arrow" (курсорная клавиша со стрелкой "вниз"). Она автоматически переносит курсор редактирования на текущую позицию курсора воспроизведения.

Когда вы "караулите" нужный момент в монтажной области во время воспроизведения материала, эта комбинация клавиш оказывается действительно очень удобной (в чём легко убедиться после нескольких её применений).